суббота, 15 октября 2011 г.

Развитие навыков концентрации


В стрельбе из лука концентрация является одним из самых необходимых навыков. Умение не отвлекаться на лишние звуки, движения и мысли пополняет наш результат далеко не одной десяткой. Рассмотрим, как можно развить это в себе.

1.       Определяем, когда нам это нужно
Никто не может быть сконцентрированным постоянно. Что бы мы ни делали, предельная концентрация возможна только на короткие (непродолжительные) промежутки времени. Но что мы можем сделать, так это выбрать, в какие именно промежутки времени мы будем сконцентрированы. Для стрельбы из лука предельная концентрация нужна на 10 секунд выстрела.

2.       Выбираем способ фокусировки внимания
Вам нужен способ сосредоточения на все время выстрела. Вы можете использовать ключевые слова или фразы, определенные действия и визуализации, которые вы вводите в свою программу подготовки к соревнованиям и используете на самих соревнованиях.

3.       Боремся с отвлекающими факторами
Так уж мы устроены, что порой переключение внимания происходит на подсознательном уровне. Более того, это одна из ключевых защитных функций нашего организма. Например, вы сконцентрированы на каком-то определенном деле или мысли. Наше подсознание в этот момент контролирует второстепенные сигналы, поступающие из окружающей среды, и, по необходимости, переключает внимание сознания на них. Подобной необходимостью может быть громкий звук, резкое движение, телефонный звонок и т.п.

Рассмотрим теперь, что мы можем сделать, чтобы уменьшить влияние подобных факторов на наше сконцентрированное на определенной задаче внимание?

Первое. Подготовиться к отвлекающим факторам заблаговременно.
Неожиданные проблемы – любого рода – сильно вредят уверенности и концентрации. Но даже небольшая предварительная подготовка может изменить ситуацию в лучшую сторону. Еще до поездки постарайтесь узнать как можно больше. Для больших соревнований соберите каждую крупицу информации, какую только сможете найти – так вы будете знать, чего следует ожидать на самом деле. Как выглядит поле? У вас есть его фотография? Где будет солнце в момент стрельбы? Есть ли рядом другие стадионы, и какие соревнования на них проводятся? Будут ли зрители? И т.п.

Второе. Напишите себе список возможных отвлекающих факторов. Подробно рассмотрите, что вас может обеспокоить. Заниженная оценка судьи? Нерасположение конкурентов? Товарищей по команде?(?!!!). Запишите все. Если ожидается много народу, попробуйте пострелять в тесноте со своими друзьями по тиру (это может быть весело). Если на соревнованиях будет шумно, потренируйтесь стрелять с использованием источника шума.
     
Однажды в моей практике был случай: у меня появилась срочная необходимость научиться НЕ слышать, что мне говорят, когда я стреляю. Я попросила мою подругу мне помочь. Суть заключалась в следующем: я стреляла, а она в это время всячески пыталась меня отвлечь, разговаривая со мной на интересные или задевающие меня темы. Она болтала без умолку (просто мастер, не знаю, как ей это удавалось!), а я в это время пыталась стрелять. Признаюсь, по началу не получалось вообще. Я отвлекалась, попадала восьмерки, если не хуже, и это на тридцати-то метрах… Но теперь я очень благодарна за этот опыт и это приобретенное весьма и весьма полезное умение.
      
Важно также помнить, что концентрацию нужно тренировать с некоторой регулярностью. Не трудно найти 10 минут в день, чтобы позаниматься. Трудно повторять эти занятия изо дня в день. Если вам действительно нужен этот навык, вы можете добиться существенных успехов уже за первую неделю.

На мой взгляд, самый простой и удобный прием, развивающий концентрацию, - наблюдение за секундной стрелкой. Возьмите часы и попробуйте в течение нескольких минут понаблюдать за секундной стрелкой, думая в это время только о ней. Если сразу вы сможете удерживать свое внимание не более 1-2 минут, то при регулярных тренировках вы спокойно выдержите 5 минут и даже более, если захотите.

Помните, что лучше начинать практиковаться в спокойном и тихом окружении, а потом постепенно переходить к более реалистичным условиям с увеличением числа отвлекающих факторов (шум, толпа и т.п.).

Каждый из нас хочет быть уверен, что он сосредоточен во время стрельбы. Я тоже только учусь это делать, но могу сказать одно: навык концентрации безумно полезен как в стрельбе, так и в обычной жизни. 

В завершение статьи хочу пожелать всем успешных, внимательных и метких выстрелов! :) 

Комментариев нет:

Отправить комментарий