четверг, 24 февраля 2011 г.

притчи о лучниках

Сегодня у меня очень философское настроение. Я безумно хочу стрелять, но на тренировку в силу некоторых причин попаду не раньше субботы, и поэтому у меня сейчас по вечерам много времени, чтобы подумать, помедитировать и пофилософствовать. Вследствие чего я вдруг решила поискать интересные притчи о лучниках и стрельбе из лука. Вашему вниманию предлагаю как раз самые показательные из тех, что мне удалось найти.

Притча первая. Абсолютная осознанность.

В Японии в воинах воспитывают бдительность, осознанность. Это является основой обучения, всё остальное — второстепенно. Искусство фехтования, искусство стрельбы из лука — лишь способы развить бдительность.
О великом Мастере Риндзае рассказывают, что он не всегда добивался успеха в стрельбе из лука. Его стрелы часто пролетали мимо цели. А он был известен, как один из величайших лучников. Когда спрашивали: «Почему он считается великим лучником?», — его ученики отвечали:
— Это не конечная цель, это начало. Мы не имеем отношения к стреле, достигающей цели, мы имеем отношение к стреле, начинающей свой путь.
Среди учеников Риндзая был известный лучник. Ежедневно он учился стрелять из лука, и все его стрелы попадали точно в цель. Риндзай говорил ему:
— Нет, это неудача. Технически стрела вылетает правильно, но ты не весь здесь. Ты теряешь бдительность в своём сне.
Однажды Риндзаю доложили, что к ним пришёл неизвестный Мастер, который демонстрирует величайшее искусство стрельбы из лука. Риндзай пошёл посмотреть. И действительно, человек поражал своим мастерством.
Когда он прицелился и натянул тетиву, на его локоть поставили чашку с водой, и он начал стрелять. Когда первая стрела поразила цель, вторая уже была в тетиве, и за ней сразу последовала третья. Сам он при этом даже не шелохнулся.
Мастер, посмотрев на это, сказал:
— Техника твоей стрельбы хороша, но это всего лишь техника. Ты выглядишь как статуя только снаружи. Пойдём сейчас на высокую гору, встанем на скалу, выступающую над пропастью, и тогда ты будешь стрелять.
Они взобрались на гору. Стоя на скале, выступающей над пропастью в тысячу метров глубиной, Учитель отступил назад, пока одна треть его ступней не повисла над пропастью. Потом он предложил встать лучнику рядом и стрелять. Тот подошёл, взглянул вниз, ноги его задрожали, лицо побледнело.
Мастер, продолжая стоять над пропастью, сказал:
— Совершенный человек поднимается над голубым небом, ныряет в жёлтый источник или странствует во всех восьми пределах мира, и в его душе нет признаков изменения. Но ты был обманут признаками дрожи, твои глаза ошеломлены. И ты надеешься поразить Цель?


Притча вторая. Забыть об опасности (даосская притча)

Янь Хой обратился к Конфуцию с вопросом:
— Однажды я переправлялся через глубокий поток Шаншэнь, и перевозчик вёл лодку столь искусно, что мне показалось, будто он не человек, а всемогущий Бог. Я спросил, разве можно так научиться управлять лодкой, а он ответил: «Можно. Если ты хорошо плаваешь или ныряешь, ты сразу постигнешь это искусство». Ты не мог бы объяснить, что значат его слова?
Конфуций ответил:
— Хорошие пловцы быстро учатся управлять лодкой, потому что не боятся воды. Что до ныряльщиков море для них — всё равно что суша, и перевернуться в лодке — всё равно что упасть с повозки. Вода поднимает и опускает их, они послушны волнам, не боятся их и знают: что бы ни случилось, они всегда выплывут на поверхность без усилий.
Представь, что идёт состязание лучников. Каждый хочет показать лучшее, на что он способен. Но если наградой будет серебряный кубок, лучник может стрелять вполсилы, а если золотая статуя — он и вовсе потеряет голову и станет стрелять, словно слепой. Отчего один и тот же человек ведёт себя по-разному? Когда он думает о дорогой награде, руки не слушаются его. Искусство во всех случаях будет одно и то же, а вот внимание перейдёт на внешние вещи. Тот же, кто внимателен к внешнему, неискусен во внутреннем.


Притча третья. О трех лучниках и хлебе насущном
Эта история произошла давным-давно. Однажды на базарной площади в центре старого города в шумной толпе появился человек.

- Уважаемая публика, достопочтенные жители города! – закричал он. - Сегодня я на ваших глазах продемонстрирую чудеса стрельбы из лука. На расстоянии ста шагов я поставлю на корзину яблоко и обещаю попасть в него первой же стрелой. Если я промахнусь, то моего коня и все мои деньги получит тот, кто окажется лучше меня!

Этот монолог привлек внимание многих горожан. Начались споры и пересуды. В конце концов, отмерили сто шагов, поставили корзину, а на нее яблоко. Тогда собравшаяся толпа несколько затихла, а стрелок продолжил свою речь:

- Я готов заключить со всеми вами пари - ставлю своего коня и всю свою одежду, вдобавок ставлю кошелек с золотыми. Если я не попаду, отдаю, что обещал. Господа, не скупитесь, ставьте против меня все, что имеете. Каждый, кто примет участие в пари и поставит свои деньги, получит от моего добра соразмерно.

Горожане, посмеиваясь, приняли вызов смельчака и быстро сделали свои ставки, считая, что дело безнадежное. Возможно ли с первой стрелы попасть в яблоко? Для гарантии порядка публика попросила быть судьями стражников и самого городского голову.

И вот наступил момент выстрела. Стрелок с гордым видом разместился у отмеренной черты, раскланиваясь публике и важным судьям. Он натянул тетиву. Толпа замерла и затаила дыхание в ожидании выстрела и в предвкушении промаха. Выстрел. Стрела пробила яблоко в самом центре и отбросила его к городской стене.

- Уважаемая публика, – радостно воскликнул стрелок, - я выполнил свое обещание. Как видите, вы напрасно не доверяли мне, Мастеру своего дела. Я учился стрелять у лучших мастеров мира. Я ложился спать и вставал утром с луком в руке. Сегодня я показал вершину мастерства лучника. Я был во многих городах и не знаю лучшего лучника, нежели я!

Многие из горожан зааплодировали ему. В шляпу знаменитого стрелка посыпались денежки. – Почтенные горожане, - продолжил стрелок, - если кто-то сможет повторить мой точный выстрел, я отдам этот весь свой заработок и ставлю дополнительно свой кошелек и коня!

Народ на площади оказался в замешательстве. Внезапно в круг вышел бледный юноша.

- Я тоже могу послать точную стрелу в цель, - сказал он. – Пожалуй, я приму вызов.

В толпе послышались сердитые возгласы. Наш выдающийся стрелок отдал свой лук со стрелой смелому претенденту и поставил новое яблоко.

- Дружище, у кого ты учился, почему я не слышал о твоих успехах? - тихо спросил владелец лука.

- Да я еще никогда и не стрелял, - смущенно ответил претендент.

Под недовольные возгласы своих почитателей знаменитый лучник объяснял молодому стрелку азы стрельбы и прицеливания. И вот долгожданный момент выстрела. Молодой и неопытный стрелок, прицелившись, пустил стрелу... И она попала точно в яблоко. Публика замерла на миг, а потом разразилась бурными аплодисментами. Под восторженные возгласы свидетелей этого странного поединка молодой стрелок забрал все, что было на кону, и ушел. Но известный стрелок не желал уходить побежденным и потому предложил продолжить соревнование:

- Уважаемая публика, вы только что видели, что я могу не только сам стрелять метко, но и обучить любого своему мастерству. Кто же ещё есть в вашем городе, достойный меня в мастерстве стрельбы из лука?

Из толпы вышел весьма пожилой горожанин. Все в городишке знали его как неудачника и пьяницу, у которого не было ни семьи, ни дома.

- Дайте и мне шанс заработать деньги и насладиться славой.

- Нужно ли мне тебя учить? - спросил знаменитый стрелок.

- Да нет, у меня своя методика стрельбы, - ответил забулдыга.

И вот все готово. Толпа замерла. Стрела на тетиве, выстрел. Рев толпы. Стрела пролетела далеко от мишени и пронеслась дальше через городскую стену. Толпа смеялась до слез. Спустя некоторое время знаменитый стрелок спросил у бедолаги:

- Где же твоя стрела?

- Там за городской стеной стоит дерево, а по нему ползет жук. Я попал ему в правое крыльце, - ответил наш неудачник.

Тут уж вся толпа взревела. Городской голова велел стражникам пойти в указанное место и посмотреть, так ли это. Через некоторое время они вернулись и принесли ветку с указанного дерева, а на ней жук, пронзенный стрелой.

В этой притче у каждого действующего лица своя Роль в театре жизни. Горожане или народ – это люди в общей своей массе. Толпа во все времена легко переходит от хулы к похвале и обратно. Знаменитый стрелок - Мастер своего дела. Он долго учился и ничего другого не умеет и не знает, кроме своего мастерства. Зарабатывает свой хлеб праведным трудом и потом. Второй стрелок - Талант. Он быстро учится и легко овладевает ранее неведомым ему мастерством. Зарабатывает свой хлеб от случая к случаю. Третий стрелок - Гений. Он никогда не будет признан народом без благословения Случая и Времени. Гений видит цель и может попасть в Мишень, никому не видимую. Как правило, хлеба своего не имеет и умирает в нищете.

Мастера всегда нужны и востребованы в обществе. Они признаны и уважаемы народом. Таланты с трудом пробивают свой путь – люди сначала над ними смеются, потом восхищаются. А вот судьбы Гениев часто бывают трагичны. Непонятые и отвергнутые людьми, они обретают славу и признание лишь после своей смерти, когда на смену им приходят новые непонятые Гении…







на этом я заканчиваю свой сегодняшний пост, а всем вам желаю приятного вечера, хорошего настроения и ощущения осознанности в жизни.
уже очень скоро будет весна :) 

2 комментария:

  1. оч понравились притчи. особенно последняя.
    а про плаванье и боязнь воды-стопудей.
    я никогда не умела хорошо плавать, но воды не боюсь и всё ок. видела людей, которые плавают лучше, но от страха к воде ведут себя на ней даже небезопасно
    тИгла

    ОтветитьУдалить
  2. да, она очень жизненная. мне тоже последняя больше всех понравилась.

    ОтветитьУдалить